История города. Часть 1

Вид со спутника

Медвежьегорск (карельск. Karhumägi) — город в России, в Республике Карелия. Расположен на берегу Онежского озера. Координаты: 62°55′00″ с. ш. 34°27′00″ в. д.
Население города на 1 января 2011 года — 15 486 человек.

До 1938 года населенный пункт назывался Медвежья Гора, а железнодорожная станция называется так до сих пор.

В 1914 году Российская империя вступила в Первую мировую войну. Возникла необходимость в железной дороге к незамерзающему Баренцеву морю. В 1915 году началось сооружение Мурманского порта в Кольском заливе, двух небольших портов в Кеми и Сороке, а также железной дороги, которая должна была соединить Романов-на-Мурмане с Петроградом.

Станция Медвежья гора была построена на необжитом берегу Онежского озера. При станции появился одноименной посёлок. В 1915 году на берегу озера была построена пристань. Материалы для строительства железной дороги стали доставляться водой из Петрограда не в Повенец, как раньше, а в будущую Медвежью Гору. В строительстве дороги в качестве наблюдателей участвовали офицеры из союзных России стран: Англии и Франции. Также было построено временное здание депо.

Железнодорожная станция 1941-1944

В 1916 году по проекту архитектора Р. М. Габе строится оригинальное деревянное здание вокзала с шатровой крышей и шпилем. Здание это, с небольшими переделками, сохранилось до сих пор. В ноябре 1916 года пошли первые поезда. К этому времени при станции проживало уже 300 жителей, в двух посёлках — в Захарьевском и Железнодорожном. В административном отношении станция находилась на территории Повенецкого уезда.

После Февральской революции и падения монархии в России в 1917 году началось обострение противостояния политических партий. В конце 1917 объявило о независимости Великое княжество Финляндское. Во время Гражданской войны 1918—1920 годов и интервенции независимости потребовала и Карелия, причём как от России, так и от Финляндии.

В ноябре 1917 года через Медвежью Гору прошел первый поезд на Мурманск. Тогда в ней насчитывалось 300 жителей. Некоторые из них работали на лесопильном и смолокуренном заводах, другие — в железнодорожных мастерских.

С конца февраля до начала апреля 1919 года шли непрерывные бои на участке Сегежа — Медвежья гора. В марте 1919 года на станции Медвежья гора торжественно открыли красноармейский клуб имени К. Либкнехта и Р. Люксембург. А в мае 1919 года Медвежью Гору оккупировали англо-американские интервенты. 23 мая они выбили отряды большевиков из Медвежьей Горы, после чего бои развернулись на подступах к станции Кяппесельга и в Заонежье.

В эти же дни из Кеми в Медвежью Гору по железной дороге были доставлены катера-истребители, из которых была сформирована белогвардейская Онежская флотилия. Понимая стратегически выгодное положение города, они создали здесь сильный флот, базу для более 20 гидросамолётов, сильную береговую батарею. 6 июня 1919 года сюда прибыло «Передовое крыло» (англ. Forward Wing) британской морской авиации в составе четырёх новейших по тем временам бомбардировщиков «Fairey IIIC»

Fairey IIIC

В июне 1920 года на населённых карелами территорях Олонецкой и Архангельской губернии была образована Карельская трудовая коммуна. В неё вошли город Петрозаводск и карельские волости Олонецкого, Петрозаводского и Повенецкого уездов.

Декретом ВЦИК от 20 сентября 1926 года утверждено и с 1 октября введено в действие новое административное деление Повенецкого уезда, по которому была образована Медвежьегорская волость с центром в посёлке при станции Медвежья Гора.

В 1927 году в соответствии с декретом ВЦИК от 29 августа 1927 г. о районировании в КАССР вместо ликвидированных уездов и волостей было образовано 26 административных районов, в том числе Медвежьегорский район.

В 1930 году советским правительством принято решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Административным центром стройки и Беломоро-Балтиского ИТЛ (Белбалтлага) стала станция Медвежья Гора и посёлок при ней.

Канал был открыт 2 августа 1933 года. А 17 августа вышло постановление Совета народных комиссаров СССР № 1774—384с «О Беломорско-Балтийском комбинате». Главная цель комбината была сформулирована прямо: «освоение Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина и прилегающих к нему районов». Управление Беломорско-Балтийского комбината НКВД СССР осталось в посёлке при станции Медвежья Гора.

В Медвежьегорске действовали заводы по выделке кожи и пошиву обуви. Производства Комбината обрабатывали древесину на 12-ти лесопильных рамах, выпускали столярку и мебель.

В 1930-годы население посёлка значительно увеличилось и к 1939 году составило 12 108 человек.

В 1938 году постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 сентября рабочий посёлок Медвежья Гора получил статус города с названием Медвежьегорск.

Источник Википедия

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.